Анастасия Семенова рассказала в интервью, как может измениться городская мода из-за ухода западного масс-маркета и почему модники и модницы могут даже выиграть.

— Анастасия, вопрос, который мы задаем всем компаниям, кто работает с импортным сырьем — как у вас с поставками? Есть ли задержки?

Ткани, в основном, турецкие, отношения с этой страной более-менее нормальные, поэтому получаем, как раньше. Был момент, когда некоторые производства взяли паузу, так как рубль каждый день рос, теперь такого нет. При этом, естественно, из-за рисков никто не работает по официальному курсу.

Если сегодня доллар стоит 73 рубля, то счет вам выставят с разницей рублей в 15. И это самые гуманные поставщики. Помимо валютной переоценки, сами фабрики подняли цены на 10% в апреле.

— Насколько подорожала ткань?

В прошлом году покупали «костюмку» по 650 рублей метр, сейчас около 950 рублей. То есть, примерно на треть.

— Соответственно, и изделия подорожают…

Есть еще одна проблема, она всегда была, а сейчас усугубилась. Все риски остаются на производителях одежды, а не на поставщиках. Любая турецкая фабрика отгружает ткань километрами. Поставщики просто не хотят рисковать и не закупают на свои склады то, что, возможно, не смогут реализовать. Если я вижу на выставке классные ткани, как правило, их нет в наличии — надо заказывать пятьсот метров, тысячу. Такие закупки может позволить себе большая фабрика. Для нас это некое ограничение по цветовой гамме, по каким-то более интересным тканям.

— Оборудование можно купить?

Мы недавно закупили некоторые машины. Дефицита не заметили. Если нет конкретного производителя, можно найти аналоги, в том числе, российские. Заводы в России есть. Нет тканей.

— В этой связи звучали идеи, что надо засевать поля льном и выпускать свою ткань. Как вы к этому относитесь?

Кто будет делать? За последние двадцать лет, когда были относительно спокойные периоды, никто не вкладывался в эту отрасль. С трудом представляю себе, что сейчас в кризис найдутся инвесторы.

— В итоге мы все равно пришли к необходимости импортозамещения одежды. Какие тут варианты возможны? Только-только все стали прилично одеваться, а сейчас снова вернутся челноки с китайскими тряпками?

Возможно, придут корейские бренды. Либо покупателям придется тратить на одежду больше. Джинсы российских марок стоят от семи тысяч рублей, кто покупал за три с половиной в Zara, или купит одни джинсы надолго, или вообще откажется от покупки. Есть большие российские бренды типа Lime или Love Republic, для кого-то они станут альтернативой. Но, опять же, пока без обуви.

Производство обуви — сложный технологический процесс, кроссовки в России не делают.

— Я предполагал, что для небольших марок, как ваша, текущая ситуация — некая точка роста. Возможна переориентация покупателей к вам, на одежду небольших производителей, которая остается качественной и модной?

Пока не понимаем, какую роль в нашей мартовской и апрельской выручке сыграл уход Zara и других. Конкретно с нашей маркой еще сложнее, потому что за год произошло столько изменений — у нас расширился штат, стали производить больше, сотрудничать с новыми партнерскими производствами — цифры за апрель 2021 года и сейчас — несопоставимые. Но, по моим ощущениям, посещаемость ТРЦ «Магеллан», где расположен магазин, выросла после того, как опустели другие ТЦ.

— Я хотел напомнить читателям, что модным магазинам в Тюмени всего-навсего двадцать лет. В 2000 году я на выпускной покупал пиджак на «Привозе», который тогда считался дорогим местом. Пиджак был с огромными плечами и слишком большой для меня, но найти что-то путное было нереально. Первые «левисы» — в 2003. Потом в 2005 открылся ТРЦ «Премьер», потом «Гудвин», и пошло-поехало. Огромная ниша оказалась заполнена привозными товарами, стало возможно купить хоть пиджак на один день, хоть брюки. Плюс интернет-магазины. Теперь нет ни интернет-магазинов, ни офлайн. Что делать нынешним модникам?

Мое мнение: многим, в принципе, не мешало бы почистить свой гардероб от ненужных вещей. Прийти к спокойному, классическому, избитое слово — базовому гардеробу. Если покупать нормальные базовые вещи, не кидаться в сторону сиюминутной моды, то, мне кажется, можно спокойно существовать в любых реалиях. Вы не купите пиджак в Zara за 6 тысяч, а купите за 13, но это будет качественная вещь, которую будете носить, а не менять каждый сезон.

Я давным-давно работала в Mango в 2006-2009 годах и помню, как мы отправляли назад кучи нереализованных вещей. Это вещи, которые производят тоннами и которые никому не нужны. Уже давно не захожу в масс-маркет, потому что ничего не могу там найти: если работаешь с одними тканями, щупаешь их, знаешь, то потом сложно что-то выбрать в таком магазине. Проще взять нечто более долговечное по стилю и спокойно с этим жить. Я сторонница минимального гардероба. У меня очень мало вещей, и чувствую себя отлично.