Тюмень
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Анадырь
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Сортировка
Поиск
Подписывайтесь на Дзен.Новости
#Аналитика Читать 3 мин.

Конец 1990-х-начало «нулевых» многие запомнили как время громких терактов с человеческими жертвами и захватом заложников. Сотрудникам военной контрразведки приходилось быть начеку практически круглосуточно: чрезвычайные ситуации происходили порой с разницей всего в несколько дней, а иногда и не по разу за день. Но самая напряженная работа приходилась на тех, от кого непосредственно зависел итог каждой спецоперации. От тех, кто принимал главное решение: как действовать в каждом особом случае. Одним из них был Герман Алексеевич Угрюмов – Герой Российской Федерации, деятель органов государственной безопасности России, в 2001 году получивший звание адмирала. По материалам УФСБ России по Центральному военному округу вспоминаем 3 лучшие спецоперации, которыми руководил Угрюмов.

Герои ФСБ: подвиги адмирала Угрюмова. Часть 1

zen.yandex.ru
#Аналитика
Конец 1990-х-начало «нулевых» многие запомнили как время громких терактов с человеческими жертвами и захватом заложников. Сотрудникам военной контрразведки приходилось быть начеку практически круглосуточно: чрезвычайные ситуации происходили порой с разницей всего в несколько дней, а иногда и не по разу за день. Но самая напряженная работа приходилась на тех, от кого непосредственно зависел итог каждой спецоперации. От тех, кто принимал главное решение: как действовать в каждом особом случае. Одним из них был Герман Алексеевич Угрюмов – Герой Российской Федерации, деятель органов государственной безопасности России, в 2001 году получивший звание адмирала. По материалам УФСБ России по Центральному военному округу вспоминаем 3 лучшие спецоперации, которыми руководил Угрюмов.
zen.yandex.ru #Аналитика
Герои ФСБ: подвиги адмирала Угрюмова. Часть 1

16 июня – ИА SM.News Тюмень. От студента до адмирала

По воспоминаниям бывших коллег, товарищей и близких, Герман Алексеевич был беззаветно предан своему делу. Если служба требует – задание должно быть выполнено, и точка. Даже если он только что вернулся со спецоперации, а сегодня произошло новое ЧП, Угрюмов не раздумывая и не жалуясь ехал туда, где без него бы не обошлись.

Будущий Герой России родился 10 октября 1948 года в Астрахани в простой семье. Отец был рабочим, участвовал в Великой Отечественной войне. Детство Германа прошло в поселке Бишкиль Чебаркульского района Челябинской области.

Путь от студента до адмирала начался в 1967 году, когда Угрюмов поступил в Каспийское высшее Краснознаменное училище имени С.М. Кирова в Баку. По окончании его направили в Каспийскую военную флотилию. Уже здесь он получил свое первое высокое звание: старший помощник командира большого пожарного катера. А некоторое время спустя и вовсе стал командиром этого судна. Через год, в 1974-м, получил и первую награду – медаль «За отвагу на пожаре», за умелые действия при возгорании на Бакинских нефтяных промыслах.

Карьера Угрюмова шла только вверх: после окончания в 1976 году Высших курсов военной контрразведки капитан-лейтенант он занимал должности оперуполномоченного, старшего оперуполномоченного, а затем заместителя начальника, начальника Особого отдела КГБ СССР по Каспийской флотилии. В 1992-1993 годах являлся начальником отдела МБ РФ по Новороссийскому военно-морскому гарнизону, затем начальником Управления ФСК-ФСБ России по Тихоокеанскому флоту.

С 1998 года Угрюмов работал уже в центральном аппарате ФСБ России, где являлся первым заместителем начальника Управления военной контрразведки ФСБ России, руководил органами контрразведки в Военно-морском флоте. В 1999 году Герман Алексеевич – первый заместитель начальника 2-го Департамента ФСБ (защита конституционного строя и борьба с терроризмом), в ноябре того же года стал руководителем этого Департамента – заместителем директора ФСБ. В его подчинении стоял Центр социального назначения ФСБ, в который входили группы «Альфа» и «Вымпел». При непосредственном участии Угрюмова были разработаны и проведены специальные мероприятия в рамках контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, в результате которых были обезврежены многие руководители и активные члены бандформирований. С его именем связывают, например, бескровное взятие Гудермеса в декабре 1999 года, захват Салмана Радуева в марте 2000 года, освобождение заложников в поселке Лазаревское под Сочи в ноябре 2000 года.

21 января 2001 года Угрюмов одновременно с ранее занимаемой должностью утвержден руководителем Регионального оперативного штаба в средствах массовой информации. 30 мая 2001 года Герману Алексеевичу присвоено воинское звание «адмирал». А на следующий день его не стало… Сердечный приступ на рабочем месте.

Захват школьников на ядерном полигоне на Новой Земле

5 сентября 1998 года случилось ЧП: на архипелаге Новая Земля террористы убили человека и взяли в заложники десятки людей, среди которых 57 школьников.

Руководство спецоперацией по освобождению заложников и обезвреживанию террористов возложили на Германа Угрюмова. Владимир Петрищев, в то время начальник Управления военной контрразведки (3 Управление) ФСБ России, вспоминал:

— Будучи начальником Третьего главка, я решал вопрос и кадровый – в первую очередь вопрос с заместителями, среди которых мне нужен был человек, который бы курировал весь военный Флот России. На фоне других руководителей Герман Алексеевич выглядел более весомо, поэтому я и предложил ему пойти ко мне заместителем. Он согласился. Любое предложение он принимал по-солдатски: если служба требует, то надо собираться и ехать. На протяжении многих лет я знал его как надежного крепкого офицера – настоящего мужика, на которого можно положиться и опереться. Он сразу включился в работу. По линиям нашей работы я поручил ему самую сложную у нас – четвертую линию. Это террор, борьба с организованной преступностью, с коррупцией и, естественно, Чечня отнимала у него 80% времени. Конечно, как руководитель я не самоустранился, регулярно бывал там, постоянно владел обстановкой, ситуацией и все организационные решения были за мной. Герман Алексеевич в качестве заместителя показал себя с очень сильной стороны как руководитель и исполнитель.

Подробности ЧС на Новой Земле стали известны очень скоро. 19-летние дагестанцы Раидин Бугаев, Шамиль Шамхалов, Гусейн Шарипов и Темерлан Мальсагов служили в авиационно-технической части федерального ядерного полигона на Новой Земле. Сбившись в «стаю», они регулярно нарушали порядок в части и терроризировали сослуживцев. За неуставные отношения в конце августа 1998 четверку наказали отправлением на гауптвахту в поселок Белушья Губа. Здесь уже находился матрос Дмитрий Хозяинов, наказанный за самоволку. Молодые люди сдружились, а позднее придумала план, как покинуть службу и вершить «подвиги» уже на воле, улетев в Чечню.

Когда мерзавцев вывели на работу, они напали на своего конвоира, проломив ему голову. Так пятерке удалось завладеть автоматом. Следующим пострадал подполковник медслужбы – его оставили в живых, но также лишили оружия. Взяв его и водителя ЗИЛ-131 в заложники, преступники потребовали ехать на военный аэродром. По их плану, там им столь же легко удалось бы преодолеть препятствия и безнаказанно улететь.

К счастью, взятый в заложники офицер смог выпрыгнуть из автомобиля. Он и поднял тревогу: о ЧП стало известно высшему руководству, а позднее и Москве. Терять преступникам было уже нечего, и тогда они резко сменили план: ворвались в местную школу и захватили 57 учащихся и 8 педагогов. Взамен на освобождение захватчики потребовали выдать им оружие, автобус до аэропорта и самолет, чтобы для вылета в Чечню.

На переговоры с негодяями вышел контр-адмирал, начальник местного гарнизона Виктор Шевченко: взамен на освобождение школьников и учителей предложил в качестве заложника свою кандидатуру. Вроде бы согласившись, бандиты взяли Шевченко, однако и детей не отпустили и продолжили путь к взлетной полосе.

Дело вновь пошло не по плану преступников: Шахмалов не выдержал и сдался властям. В отличие от остальных, которые решили идти до последнего.

А на Новую Землю уже летели Угрюмов из Москвы и группа захвата Регионального отделения спецопераций Управления ФСБ из Мурманска.

Пока разрабатывался план спецоперации под руководством Угрюмова, преступникам вновь, казалось бы, повезло. Прибыв на аэродром, они захватили прилетевший по расписанию экипаж Ан-12 – обычной плановый борт. Перед полетом решили все же отпустить часть заложников: Шевченко сумел убедить террористов, что в Чечне дети и педагоги будут только мешать, да и зачем они? Согласившись с такими доводами, бандиты оставили у себя только самого начальника гарнизона и пилотов судна. Правда, перед полетом решили забрать часть своих личных вещей из поселка. Хозяинов остался охранять экипаж, а Мальсагов, Бугаев и Шамхалов направились в путь.

В качестве «живого щита» террористы взяли с собой Шевченко. Здесь и настало время действовать профессионалам «Альфы». В штабе полигона они ранили Шарипова (позже он умер в госпитале) и обезоружили остальных. Вторая группа спецназа обезвредила русского бандита.

Шифровку о том, что спецоперация под общим руководством Угрюмова прошла успешно, в тот же день получил глава ФСБ Владимир Путин. В новой должности он находился всего месяц, но теперь отметил умелое руководство Германа Алексеевича.

А газета «Спецназ России» в №6 за 1999 год сообщила о судьбе преступников следующее:

К длительным срокам заключения в колонии приговорил суд Северного флота трёх матросов, захвативших в сентябре 1998 года заложников на ядерном полигоне на Новой земле. Четвертый преступник был направлен в психиатрическую больницу.

Осудили их по статьям: терроризм, захват заложников, убийство при отягчающих обстоятельствах, вымогательство, захват воздушного судна, хищение оружия и боеприпасов, дезертирство.

В ходе следствия у Мальсагова обнаружили психическое расстройство, его отправили в психиатрическую больницу. Бугаев получил 18 лет, Хозяинов – 9 лет, Шамхалов – 6 лет строго режима.

Через 5 дней после успешной спецоперации на Новой Земле Германа Угрюмова ждало новое испытание. На военно-морской базе Северного Флота России в Мурманской области матрос расстрелял сослуживцев и захватил атомную подводную лодку. Уже 11 сентября Угрюмов прибыл на место событий.

Продолжение следует…

В работе использованы материалы УФСБ России по Центральному военному округу.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить