21 апреля – ИА SM.News Тюмень. Полное отсутствие речи или ее нарушения является одним из признаков расстройства аутического спектра (РАС). Поэтому все дети с РАС нуждаются в занятиях с логопедом.
При РАС ребенку трудно взаимодействовать с людьми, выстраивать социальные связи, дети часто повторяют одни и те же действия, не распознают и не чувствуют эмоции окружающих, у таких детей ограничен круг интересов.
В дальнейшем без длительной коррекционной работы это может привести к трудностям в социализации, а иногда и к полной ее невозможности.
Об особенностях работы с детьми данной категории ИА SM-News Тюмень рассказала логопед Анастасия Покровская.
Анастасия, расскажите про особенности вашей работы с детьми аутистами, существует ли дефицит специалистов в вашей отрасли?
Я работаю воспитателем на группе с детьми с РАС и у них же по совместительству логопед. Как логопед еще беру детей с ЗПР, всего у меня числится 12 детей. Образование у меня дефектологическое, “Учитель-логопед, бакалавр”, дополнительно проходила курсы по работе с детьми с РАС.
Считаю, что дефицита специалистов особо нет, но полагаю, что в бюджете есть эта проблема, так как оплата труда не очень высокая, выгодней работать на себя. Не все логопеды готовы работать с детьми с ОВЗ, вот среди них дефицит точно.
Я работаю в муниципальном детском саду, его посещают около двухсот детей. Есть две группы для детей с ЗПР (задержкой психического развития), в этих группах занимаются по десять человек. Одна группа комбинированная, там пять человек с задержкой, остальные — нормотипичные. Также есть одна группа аутистов с расстройством аутистического спектра, с которыми я непосредственно работаю. Получается, из 200 малышей, у 30 проблемы с речью.
Помимо речи, у ребят имеются проблемы с психикой — психические функции у многих не работают. К примеру, они не умеют составлять предложения со связанной речью, полностью отсутствует грамматический строй речи, то есть, они путают местоимения мужского и женского рода, не используют предлоги совсем.
В моей группе у аутистов речь отсутствует практически у всех, за исключением одного ребенка. Он говорит словами, просто называет предметы, полностью отсутствует обращенная речь. Наша задача, научить детей понимать обращенную речь взрослых.
Из пяти аутистов есть ребенок, у которого полностью отсутствует речь, он не использует звуки и звукоподражание. В работе с такими детьми у кого, очевидно, речи не будет используются карточки Пекс.
Карточки ПЕКС (PECS) с английского дословно – коммуникационная система обмена изображениями. Первоначально карточки придумали для маленьких детей с расстройством аутического спектра. Впоследствии их стали применять гораздо шире.
Остальные четверо малышей используют звукоподражание, кто-то называет слова, а кто-то их может повторять, некоторые используют простые слоги: му, ля-ля.
Конечно, к каждому ребенку есть свой, индивидуальный подход. Из пятерых детей, допустим, троих надо заставлять заниматься, быть с ними построже, занятия выполняют сидя за столом. А с двумя детьми удобнее работать во время какого-то активного движения — когда играет с мячом, качается на качелях, во время этого процесса, таким детям удается лучше запомнить материал.
Ранее издание SM.News Тюмень писало, что тюменцам рассказали, что коррекция речи у ребенка эффективна до шести лет.
Кстати, нас легко найти в Телеграм-канале. Мы пишем о самых актуальных событиях, происходящих в регионе. Чтобы присоединится, просто пройдите по ссылке. Мы есть и в ВКонтакте, если вам удобна эта платформа, также рекомендуем подписаться на наши новости. Следить за нами можно и в популярной Студии Дзен.