На недавнем ретрофестивале в Тюмени большим интересом пользовался прилавок арт-магазина находок.

Как рассказал один из хозяев этого бюро сокровища Владимир, наибольшим спросом пользовались октябрятские значки с профилем Ленина и модельки легковых машин. Оказалось, что богатство магазина гораздо шире и охватывает период аж с начала XIX века.

Мы напросились в гости в магазин и поговорили с хозяевами о том, из каких источников пополняется ассортимент и что самое ценное в коллекции.

Самый ценный предмет

«Ценные предметы у каждого свои. Кто-то не отходит от прилавков с видеокамерами и полароидами, а кому-то подавай деревенские прялки или советский фарфор», – рассуждает Ольга Мадар, основательница и хозяйка этого магазина.

Вместе с мужем Владимиром раньше они ютились на 14 «квадратах» на Минском рынке, но когда в пандемию рынки закрылись, отыскали новое помещение – уже в три раза больше, в микрорайонах. А теперь обитают на главной улице Республики, «поближе к людям, а магазин занимает почти сто квадратных метров.

Я предполагаю, что это хорошо: ассортимент растет, значит в Тюмени еще остался ценный культурный слой.

«Да, мы почти всегда знаем, что если к нам заходят молодые люди, значит кто-то из бабушек-дедушек умер, они несут нам оставшееся добро. А вы бы знали, сколько вещей мы спасли от свалок…»

В светлом помещении витрины разделены по тематическому принципу. Здесь посуда Ленинградского фарфорового завода, рядом фарфоровые статуэтки Дулевского завода – редкие для Тюмени штучки; на другой витрине символика пионерии и партии; дальше – домашняя утварь и предметы быта крестьянских домов.

«Есть такое приспособление, называется рыльник. Как чугунный чайник, только с двумя носиками. Так вот, из него лили воду, чтобы умыться, и название произошло от слова «рыло». А есть прародитель современных ватных палочек – копоушко, то есть «копаться в ушке», — говорит Ольга о старинном приспособлении из меди.

Она рассказывает с таким удовольствием и азартом, что сразу видно – человек горит своим делом.

В Тюмени это не единственный антикварный магазин, но у каждого специализация. Здесь акцент на советский период, причем, той части необъятной Родины, которую практически не коснулась цивилизация, а люди еще долгое время умывались с помощью рыльника и пряли на руках.

Откуда ценные предметы?

«У нас в коллекции есть тарелка с немецкого корабля. Какой-то солдат взял эту салатницу в качестве сувенира, так она оказалась за много тысяч километров от фронта», — приводит пример Ольга.

Тарелка с печатями и символом СС продается, стоит пять тысяч рублей, полная аутентичность. Есть посуда Ленинградского фарфорового завода, тоже интересные предметы: тройка из тонкого костяного фарфора стоила в СССР 12 рублей 50 копеек, сейчас продается за 2,5 тысячи, и это очень недорого для предмета старины. Есть фарфор царского периода — у него особенность: пузырьки воздуха внутри стеклянной массы. Такая тогда была технология.

И все же часть предметов в Тюмени уже не найти. Например, тюменские мастерицы попросили у Ольги домотканную ткань, а ее нет. Пришлось искать по всей стране, нашлась в Чебоксарах. Вообще, Ольга с мужем никогда не путешествуют просто так. Если обычные люди смотрят перед туром, куда им сходить на экскурсию, то наши коллекционеры – какие в городе есть барахолки и лавки.

«Этим летом съездили в Нижегородскую область. Так хорошо, что на обратном пути пришлось выкупать все купе для багажа», – вспоминает хозяйка магазина.

Кто покупает раритеты

Покупают старинные вещи такие же коллекционеры, музеи и люди, кто понимает толк в предметах старины, а не несет их на свалку. Посуда и статуэтки украшает интерьер, фотографы любят копаться в старой технике, тут есть патифон 1933 года, который работает и может играть пластинки.

Люди приходят сюда надолго, ищут сокровища, ценные именно для них, поэтому тут установили старые отреставрированные стулья, чтобы можно было посидеть и погрузиться в эту атмосферу.

У Ольги вообще не бывает ничего лишнего. «Безотходное производство», — говорит она, а имеет в виду, очевидно, экологичное и толерантное отношение к окружающей нас среде. Только так и можно заметить раритет в том, что вот-вот может оказаться на свалке.

Что касается музеев, то тюменский магазин помогал с экспозицией «Домашнему музею быта СССР» в Ханты-Мансийске, частному музею под Тюменью в районе озера Тараскуль.

И главный вопрос пока остается открытым — какое самое ценное приобретение или находка была за год работы?

«Есть у нас такое предмет. Жития святых – книга 1824 года, которую нашли на развалинах купеческого дома в Тюмени. Рабочие заметили деревянную обложку, а она лежит там раскрытая. Такая плотная бумага, старославянский язык. Вытряхнули из нее землю, и теперь храним – это настоящий клад», — сообщила хозяйка арт-магазина.