25 ноября – ИА SM.News Тюмень. Алена Мельникова является членом Союза архитекторов и Союза дизайнеров РФ. За ее плечами много интересных проектов и приобретенных навыков. Сегодня Алена состоялась как профессионал, и в ее взгляде сочетается классический подход к архитектуре и желание экспериментировать. В интервью ИА SM-News эксперт рассказала, какие крупные проекты она планирует и как оценивает архитектурный облик родного города.
– Алена, расскажите немного о себе. Почему именно архитектура? Как вы пришли в профессию?
– Я рисовала с самого детства, примерно с двух лет. Я окончила художественную школу, во время учебы в 11-м классе я еще не понимала, куда пойду, и потом родители мне предложили Архитектурно-строительную академию. Мне это откликнулось. После курсов я легко поступила туда и сразу поняла, что архитектура и дизайн – это мое. Причем не в узкой специализации, а именно в широком своем направлении.
– Как вы считаете, необходимо ли высшее образование архитектору? Какие базовые знания дали вам в университете, без которых в реальной практике не обойтись?
– В то время, когда мы поступали –это 90-е годы, – образование у архитекторов было только высшее, шесть лет обучения. Потом появились бакалавриат и магистратура. Если архитектор хочет работать над большими проектами, ему однозначно нужно высшее образование. Архитектура – это совмещение художественного таланта и знаний в технических науках таких как математика, физика и механика. Это не просто рисовать красками. Как и в любой профессии, в архитектуре, научно-технический прогресс даёт возможность применения новых материалов и технологий строительства, а также улучшается программное обеспечение, что делает процесс проектирования более быстрым и точным. Без базового образования, без общения с коллегами, без полного погружения в эту сферу невозможно полноценно работать и выдавать качественный, надёжный и креативный продукт.
– Расскажите о своем карьерном пути. Пробовали себя в других сферах?
– Мне всегда было интересно не только архитектурное проектирование. Я это поняла давно, еще будучи в институте. Мне близок еще сам дизайн, разные его направления. Я работаю в направлениях «Архитектурное проектирование» и «Интерьеры», «Создание ювелирных украшений», «Дизайн одежды». Как мне как-то сказал Ставицкий, президент Союза дизайнеров РФ, «профессионал в дизайне, в широком смысле слова, может понимать и заниматься любым из его направлений».
– В каких проектах вы принимали участие?
– Я являюсь членом двух союзов – Союза архитекторов России и Союза дизайнеров России. Направление, которым я сейчас занимаюсь, это «Природно-реабилитационный комплекс «ГНЕЗДО» — многофункциональная арт-площадка под Тюменью для отдыха и мероприятий, основанная на базе отдыха советского периода. Мне стало интересно этот объект с имеющейся старой инфраструктурой сделать уникальным авторским продуктом, который будет интересен в сфере туризма, отдыха и уникальных коллабораций. На 2016 год это был первый глэмпинг в Тюменской области, мы первыми предложили гостям такой необычный формат отдыха. В 2021 году я решилась на то, чтобы масштабировать этот бизнес. На данный момент завершено создание франшизы. Считаю, что появление в России и за её пределами «ГНЕЗД» в виде маленьких или больших комплексов, или даже санаториев добавит колоритного отдыха в природном формате, а я как архитектор и дизайнер смогу внести свою лепту в развитие внутреннего туризма, ведь домики на воде, на деревьях и под землёй так притягивают гостей. Ещё одно направление, которым я занимаюсь, это дизайн и производство мебели, одежды, различных аксессуаров и сувениров из керамики и кожи. Приятно, когда труды дизайнеров и архитекторов оценивает профессиональное сообщество. Например, с моей коллегой дизайнером Анжелой Савельевой в прошлом году получили Гран-при на международном конкурсе в Турции в номинации «Дизайн костюма» за коллекцию одежды BOHO PRIME. С образованием архитектора под силу, кажется, любые направления дизайна. Вместе с тем, это даёт моей жизни некую насыщенность и общение с интересными людьми. Вообще, я очень люблю проекты, где все зависит только от меня, где я могу спроектировать все вплоть до дверной ручки, как говорится.
– Были ли в ваших проектах ошибки, после которых хотелось бросить архитектуру и уйти в более простую деятельность?
– Бросить архитектуру и дизайн мне никогда не хотелось, наоборот, не хватает 24 часов в сутках. Хочется заниматься разными направлениями этой сферы. Каких-то крупных ошибок и падений не было. Нюансы, конечно, всегда возникают, но, если держать руку на пульсе, серьёзных ошибок не бывает. Тем более если рядом есть команда профессионалов, которых ты привлекаешь к своим большим проектам.
– С точки зрения архитектуры, как вы оцениваете Тюмень? Что бы поменяли в городе, если бы была такая возможность?
– Архитектурный облик Тюмени, судя по откликам гостей города, всем очень нравится. У Тюмени есть своеобразное лицо – это радует. В последнее время областная столица очень развивается в строительстве дорог, жилых кварталов и общественных сооружений. Что бы я хотела поменять? Есть к сожалению, в Тюмени районы, в которых даже после 2000-х годов строятся панельные дома, с теми же планировками, эргономикой советского периода, без учёта колористики города и без современного учёта количества машиномест на семью. Все сделано, чтобы в семьях было по две машины, а парковки и количество полос дорог, наличие парковых зон для уменьшения шума и ширина улиц в «красных линиях» значительно отстают от современных потребностей города. А ещё в ряде районов, высотки строят рядом с малоэтажными коттеджными районами с резким понижением высотности – это нарушает границы жителей индивидуальных домов, свысока их участки легко разглядеть, нет никакой конфиденциальности даже на закрытой частной территории. Такие ошибки и такое отношение к архитектурной среде города недопустимы.
Колористический облик города тоже местами страдает. Еще в 2018 году в рамках проекта «Архитектурный образ региона» под руководством Светланы Капелевой и Анастасиии Юстус были проведены исследования состояния колористики архитектурной и городской среды ряда городов Тюменской области. Была предложена методика и концепция благоустройства, в том числе — колористика и освещение Центральной части города Тюмени и проект закона о благоустройстве, с включёнными рекомендациями по колористике и освещению. Было бы здорово, чтобы такой закон был принят и в Тюменской области, как принят он в таких городах как: Москва, Санкт- Петербург, Калининград, Тамбов и др. , чтобы никогда больше не получалось необдуманно красить фасады огромных районов наугад взятой краской и вызывать художников рисовать арт-объекты дабы «спасти положение», при этом экономя на дизайнерах и дизайне архитектурной среды.
К сожалению, генплана у Тюмени тоже как такового нет, авторитет самих архитекторов как-то принижен. В Тюмени многие считают, что архитектор – это инструмент в руках управленца. Для того чтобы креативное пространство города и его благоустройства было создано с прицелом на будущее, тут должны принимать решения не чиновники, за «одним столом» и бизнес, и чиновники, и дизайнеры, и архитекторы! Для меня было открытием, к примеру, что Китай формирует План развития на 500 лет вперёд, можете себе представить?! Они стратегически выстраивают планы по науке и образованию, по экономике, архитектуре и дизайну, и всем отраслям! Нам есть, о чём задуматься. Хотелось бы, чтобы у нашей страны, в том числе у нашего города, был План развития по всем отраслям.
– Какие у вас планы на будущее? Кем вы видите себя через несколько лет? Какая у вас глобальная цель?
–Я попадаю в важные сейчас ниши развития туризма и индустрии моды –это строительство и развитие сети «Природно-реабилитационных комплексов «ГНЕЗДО», продажу дизайнерской одежды, авторской бижутерии и открытие большого производства, и расширение продаж авторских функциональных портупей «Porte-les» – чехлов для телефона.