Тюменский пчеловод Галина Финевич: моя работа – это больно и весело
На улице уже почти зима, морозы подступают к Тюменской области. Многие насекомые в спячке. В уходящем году каждый задумывается о здоровье. Один из самых простых и эффективных способов поддержать иммунитет – употребление меда. Он является богатым источником витаминов и минералов. Широкое применение мед нашел в косметологии. Благодаря его свойствам можно улучшить состояние кожи и волос человека. С использованием этого уникального продукта специалисты проводят процедуры обертывания для похудения.
Сама профессия пчеловода очень древняя. Зародилась она задолго до нашей эры и постепенно эволюционировала от простой охоты за медом и воском до современного рамочного пчеловодства. По словам пчеловода и управляющей Медовой усадьбой Галины Финевич, ее работа заключается не только в разведении пчел и сборе меда. Она также занимается изучением пчел, исследует их жизнь в разных проявлениях. Корреспондент SM-News пообщался со специалистом, узнав, как Галина Финевич решила заняться пчелами и как готовит своих любимец к зимовке.
— Расскажите, как вы стали пчеловодом, почему решили заниматься этим ремеслом?
— Я родом из Восточно-Казахстанской области. У папы с мамой было 300 пчелосемей в горах, мой отец занимался всю жизнь пчелами, его папа тоже. Я пчеловод в третьем поколении, мамины родители разводили пчел. Я тоже с ними выросла. Папа выбирал место специально для пчел, но не для людей, где не было света. С медведями можно сказать рядом жили. Папа на охоту ходил зимой на соболей и норок, когда пчеловодный сезон заканчивался. Чуть позже мы переехали в Белоруссию. Он продал пасеку, потому что 120 семей были колхозных, а остальные свои. Укомплектовал с собой шесть пчелопакетов, и мы поехали в Белоруссию, мне тогда было 10 лет. Именно в то время я в первый раз увидела светофоры и попробовала мороженое. Папа мой всегда считал, что пчела — это божья муха.
В контейнерах отец отправил наши вещи, они пришли только через три месяца. Без вещей так мы и жили, как цыгане. Летом переезжали с места на место: поменяли три дома. В итоге остановились в одной деревни, но там тоже не было школы. Тогда папа отдал меня в интернат. Я зарабатывала с 11 лет, папа платил мне за работу на пасеке, на карманные расходы. Папа привил мне любовь к пчелам. Через год родители меня отдали городскую школу с математическим уклоном. Тогда-то у меня и пошли двойки. Там у нас была ярмарка профессий, в феврале месяце я поняла, что с людьми мне тяжело общаться, поэтому я выбрала природу. В пятом классе решила, что стану пчеловодом. Папа тогда спросил меня: а почему?
Я так решила: хоть небольшие, но деньги всегда есть. Потом папа задумал переехать в Тюмень, он здесь был председателем колхоза, захотел свой собственный кооператив создать. Ему на тот момент было уже 65 лет, он взял платформу, загрузил туда 60 пчелосемей из Белоруссии и переехал сюда в мае 1989 года. Я доучилась в Белоруссии в школе и подала документы на пчеловода в 15 лет. Мама не хотела отпускать меня одну, маленькая ведь, но мне было все равно. Я решила, я иду. Папа слушал, слушал, встал и пожал руку. Так я проучилась на пчеловода 4 года. Несколько раз в год ездила в Тюмень к родителям. В 1993 году закончила техникум в Минской области, по специальности «пчеляр –техник». Приехала домой, папа умер, а вместе с ним погибли 150 пчелосемей. Десять осталось, с них я и начала свою деятельность.
— С какими трудностями сталкиваются новоиспеченные пчеловоды?
— Я знала, что пчеловодство – это тяжелый физический труд. Это мужская профессия. Но я до конца дней своих буду с пчелами работать, потому что без них свою жизнь не представляю. Конечно, для себя я решила, что буду заниматься пчелами, но жить рядом со школой и больницей, в деревне, но в городских условиях. Так всю жизнь я и делала, воду проводила и газ, сама строила дом. Планировала к 35-ти годам все закончить и жить, как папа, отдыхать. Но мне уже 48 лет, а тут я еще начала один дом строить, чтобы там мед качать. Бывают очень плохие года для пчелок, они не могут набрать даже для себя корма, чтобы перезимовать, не говоря уже о пчеловоде, тогда приходилось брать кредит на корм и закармливать их. У меня были плохие времена, два года подряд даже ложки чайной меда не набрала для себя. Я тогда 100 долларов взяла в долг, купила сахара и закармливала своих девочек, чтобы они с голоду зимой не умерли.
— Было ли страшно вам в первый раз столкнуться лицом к лицу с пчелами?
— Когда вожу пчел в зимовку, я все равно боюсь за девочек (пчелы). Свои штаны полностью отдашь, но для них сделаешь все. Пчеловод должен был от слова «водить пчел», а не отжимать деньги. Есть такие люди, которые забирают у пчел весь мед, а девочек заливают водой или на голодную смерть оставляют. Не пролечивают их даже. Я таких людей называю душегубами.
— На первый взгляд кажется, что пчеловод отдыхает весь год. Его главная задача только поставить ульи и собрать мед. Так ли это? Сколько приблизительно времени вы тратите на заботу о пчелах?
— Так действительно думают многие, в папины времена была контора, они принимали мед, цена тогда была оптовая, по 4 рубля. Он накачал меда 6 тонн, сдал их, у него 10 тысяч в кармане, и папа едет отдыхать. Продажей отец не занимался. На заботу о пчелах я трачу всю жизнь. На следующей неделе у нас будет минус, немножко свободного времени появилось. Я их уже подготовила к зимовке, утеплила, обработала, провела полностью профилактику. Мышей протравила в зимовнике. Все сделала, осталось только нанять работников, чтобы они мне ульи спустили. На зиму я ставлю их под землю в два ряда. До первых лучей солнца будут зимовать, снег может лежать по колено, наша задача весной подготовить место, куда пчел выставлять: золу, земля, что быстрее съедает снег. Зимой у меня реализация меда и я должна воск топить к следующему пчеловодному сезону.
— Какие плюсы или минусы есть в вашей работе? Было ли страшно вам в первый раз столкнуться лицом к лицу с пчелами?
— Не будет пчел, не будет жизни, это громадный плюс для всех людей. За время моей работы мне очень полюбились пчелки, их жужжание. Конечно, это тяжелый труд, но я все равно их люблю.
— Расскажите про самые интересные и запоминающиеся случаи в вашей практик пчеловода.
— В этом году ребята вручную грузили корпусники для пчел, случайно уронили один, все развалилось и пчелы вылетели, покусали нас хорошо. Все забавные моменты в моей практике связаны с укусами. Однажды было открыто вечером окно, мы решили доделать еще одну пчелосемью и забрать мед. Случается, что просто заработаешься и не заметишь, что уже вечер, а в темное время пчелы агрессивнее и начинают кусаться, тогда приходится раздеваться, чтобы стряхнуть всех пчелок с одежды.
Если люди, которые считают, что пчеловодство это удовольствие, а капать картошку — работа. Но на самом деле, быть пчеловодом — это тяжелый физический труд.
— Сейчас зима, расскажите пожалуйста, как вообще зимуют пчелы? Как вы подготавливаете основу для их зимовки, если можно так сказать?
— Все начинается с медосбора. Если погода все лето нормальная, то взяток поддерживающий есть всегда. С весны по самую осень. Самый главный медосбор в начале июля, плюс-минус 5 дней. Он длится недели три, но зависит от погоды, к этому времени надо нарастить пчелосемьи. Весь медосбор продолжается до медового спаса, после этого главная задача пчеловода – создать для пчел хорошие условия для успешной зимовки. Взяток меда в нашей местности зависит от погодных условий, медоносной базы и пчеловода. От породы пчел тоже зависит, но в меньшей степени.
До 10 сентября нужно завершить отбор высококачественного меда, потом происходит подготовка пчел на зиму. Проводим профилактику от клеща Varroa, а далее обязательная профилактика от нозематоза, позже я заливаю им корм, они заполняют рамочки. Пчелы комплектуют, все перерабатывают, и лично я еще раз обрабатываю их от клещей.
При наступлении низких температур пчелки впадают в анабиоз на шесть месяцев. Главное в это время — избежать влаги и сквозняков. Я опускаю под землю деревянный сруб размером 14 на 7 метров, таким образом все пчелосемьи имеют возможность благополучно перезимовать. Опустить улья в зимовник – достаточно тяжелая работа, ведь пчелиный дом весит от 50 до 80 кг. Нанимаю пару рабочих, и они мне помогают.
— Как обычно проходит зимовка, с чем возникают сложности, бывают ли потери?
— Да, в 2020 году было очень много меда, я физически не смогла его забрать, успела только 4 тонны, у меня тогда 15 пчелосемей погибло. У пчеловодов существует статистика: самый богатый медосбор случается раз в 5 лет, на 2020 год он выпал. В 2014 году можно сказать меда не было от слова вообще.
— Расскажите, в чем разница между плохим и хорошим медом? Как определить натуральный мед?
— На нашем рынке в последние годы очень просто обмануть покупателя. Сейчас продают очень много фальсификата: «мед» с серебристым лохом или с маточным молочком, или акция «килограмм в подарок». Это совсем не мед. Маточное молочко влажное, если оно попадет в мед, сразу забродит. К такому «меду» очереди выстраиваются, люди не знают, какой мед натуральный.
Надо покупать мед у честного пчеловода, потому что состав правильного может определить только сложный лабораторный анализ. Фальсификат на вид никто не отличит. Когда я училась на пчеловода, преподаватели нам рассказывали. Например, сидят десять специалистов, им дали попробовать разный мед, никто не смог определить натуральный мед. Такой фальсификат умели делать в 90-е годы, а сейчас технологии дошли до высшего уровня. Единственный способ определить натуральный мед или нет: когда он уже закристаллизовался, на стенках выделяется глюкоза узором. Только так можно определить натуральный мед. Только он может закристаллизоваться, исключение, мед с акации, он не кристаллизуется, но такого в нашем регионе нет. Я советую людям кушать свой мед, произведенный в нашей местности, нашими сибирскими пчелами.
— Какими личностными качествами должен обладать человек, который решил заняться пчелами?
— Он должен быть добрым, честным, не жадным. У жадного пчеловода пчелы не ведутся. Надо естественно учиться, я обучалась 4 года, пчеловод должен понимать язык пчел. У них у всех есть свой особенный язык.
— Планируете ли передать свое дело в будущем, есть уже продолжатели?
— Я очень хочу. У меня сейчас много учеников, некоторые ругают, что конкурентов рощу. Я говорю: «Это не конкуренты, это мои коллеги». Я хочу привить будущим пчеловодам любовь к пчелам. Если взялся за пчеловодство, относись к пчелам бережно, это живые существа.