Тюмень
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Анадырь
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Сортировка
Поиск
Подписывайтесь на Дзен.Новости
#Интервью Читать 3 мин.

"Состояние, вызванное ощущением эйфории": тюменский психолог — о способах борьбы с игровой зависимостью

Психолог из Тюмени Олеся Немченко назвала причины игровой зависимости у подростков и мужчин

ИА SM.News
#Интервью
"Состояние, вызванное ощущением эйфории": тюменский психолог — о способах борьбы с игровой зависимостью
ИА SM.News #Интервью
Психолог из Тюмени Олеся Немченко назвала причины игровой зависимости у подростков и мужчин

31 января – ИА SM.News Тюмень. Зависимость от компьютерных игр признана ВОЗ болезнью, такой диагноз содержится в обновленной международной редакции болезней (МКБ-11), которая вступила в силу с начала 2022 года. Как рассказала в интервью ИА SM.News семейный психолог Олеся Немченко, такой зависимости сильнее всего подвержены дети и юноши. Девочки с возрастом, как правило, прекращают играть, хотя производители компьютерных игр не оставляют попыток захватить и женскую аудиторию. При этом не давать детям гаджеты бесполезно, уверена эксперт. Психолог перечислила признаки, которые говорят о формировании у человека игровой аддикции и что может спровоцировать этот процесс.

— ВОЗ включила зависимость от видеоигр в перечень заболеваний МКБ-11 ещё в 2018 году. С 1 января 2022 года документ вступил в силу. А как на этот вопрос смотрят психологи? Могут ли компьютерные игры вызывать зависимость, подобную наркомании или алкоголизму?

— Предлагаю все-таки различать игру в компьютерные игры в рамках нормы и когда уже есть диагноз (различные психические нарушения). Если в семье, ребенок активен, родители проводят время вместе, занимаются общими делами, играют, гуляют, есть общение с ребенком, конфликты не переносят на ребенка, понимают, что происходит в его жизни, уделяется ребенку внимание, есть одобрение и похвала, и компьютерные игры – это как одна из игр, а не постоянное времяпровождение, то ничего в этом такого нет. Если родители отмечают, что ребенок только в компьютерные игры играет, нет коммуникации со сверстниками, ребенок боится общаться, не ценит себя и не отстаивает свое мнение, то тут уже, конечно, стоит обратить внимание и решать вопрос «что с ребенком происходит?».

Игры могут вызывать компьютерную аддикцию (зависимость), но она не будет относиться к химическим зависимостям и ее можно вылечить с помощью психолога на ранних этапах, на поздних — это работа уже с психотерапевтом или психиатром-наркологом.

— Проблема игрового расстройства актуальна для Тюмени? Много ли пациентов обращается на прием?

— Я больше взрослый психолог, отвечу за своих коллег, с которыми общаюсь. Но по данным ВОЗ, каждый 6 ребенок страдает игроманией. Обычно процент клиентов, кто приводит детей очень мал с такой темой запроса к психологу (детскому или подростковому), но он все же он есть, в доле клиентов психолога в районе 10-15%. С каждом годом становится точно больше таких клиентов, но обычно это происходит на тему – мой ребенок не активен, не общителен, асоциален, сидит только в гаджетах – помогите. Очень важно понимать, что надо помогать не только ребенку, но и всей семье, в том числе и взрослым. В идеале надо начать работу со взрослых, и если уже после рекомендации отправлять к детскому/подростковому психологу. Это ответственность взрослых, что происходит в семье, и ребенок просто ищет для себя пути и возможности решить проблемы, которые у него есть, через доступные способы, в том числе и компьютерные игры.

— Поясните, почему у одних людей увлечение видео-, азартными играми не приводит к патологической зависимости, а у других возникают серьезные расстройства?

— Сначала надо понимать как формируется механизм игровой зависимости. Патофизиологический механизм формирования игровой зависимости от игр основан на стимуляции определенных центров удовольствия в нашем мозге. Такое состояние может быть в виде ощущения эйфории во время пребывания в виртуальном мире/пространстве. Зависимый перестает планировать время нахождения за компьютером/гаджетом. Для стимуляции интеллектуальной деятельности они начинают пить больше кофеиносодержащих напитков и других психостимуляторов. Также изменяется режим и качество питания – фастфуд. Дело доходит даже до отсутствия личной гигиены и «наплевательского» отношения к внешнему виду. Ну и конечно, формируется малоподвижный образ жизни и плохой сон. Игроманы становятся подавленными в случае поломки компьютера или невозможности оплаты игры, агрессируют на близких и не задумываются о вопросах личной жизни, работе/учебе. В какой-то момент приходит осознание, что игры бесполезны, но уход от реальности хорошо зафиксирован в привычку, и образ игрового персонажа в его мире ярче и интересней. По факту, игровая зависимость делает перезагрузку нервной системы, в мозг поступают возбуждающие импульсы и затем происходит снижение настроения, повышается тревожность, происходит нарушение адаптации в обществе. Зачастую это сопровождается недовольством собой, отсутствием смысла жизни, могут возникнуть симптомы глубокой депрессии.

Про что весь этот механизм? Про то, что с детьми не было достаточного общения, внимания, не было выращивания самопохвалы и удовольствия от жизни, в разных ее аспектах (вкусная еда, игры, прогулки, беседы, увлечения, спорт, изучение мира, интересные диалоги и игры со сверстниками, кино и музыка), обесценивались какие-то поступки или интересы ребенка, не было должного уровня поддержки, не было защиты в нужных обстоятельствах, общий труд, увеличение домашних дел по мере взросления ребенка, или даже не было простых совместных действий – постряпать в фартуках печенье с дочками или поймать первого леща с сыном. Если у вас была хоть какая-то часть этих действий, то вам уже легче не погружаться в реальность – ведь жизнь настолько ярка, что человек сам создает ее и берет за нее ответственность, ведь ему показали как можно себя защитить, как можно себя хвалить, как можно искать интерес в реальном мире, в контакте с другими и самим собой.

— Схожи ли механизмы развития игровой, алкогольной, наркотической либо иных зависимостей?

— В каких-то моментах схоже, в каких-то нет. Но объединяют их этапы – искаженное мировоззрение, социальная деградация, распад личности.

— Не всегда длительное времяпрепровождение за играми считается патологией?

— Если это в рамках дозволенной нормы, согласованной с родителями, и не на ежедневной основе, то это не патология.

— Какие методики используют в лечении игровой зависимости? Как вы оцениваете их эффективность?

— Есть несколько методов – психотерапия, медикаментозные препараты, психосинтез, а также семейная и поведенческая терапия. Рекомендуется использовать комплексно все методики, так как игровая зависимость – это следствие серьезных психических проблем и важно определить корень проблемы, с которой и придется работать. Психотерапия в методе гештальт-терапии может скорректировать семейные отношения, убрать установки (замкнутость), вылечить страхи. Симптоматическая лекарственная терапия лечит от депрессии, бессонницы, снижает тревожность и раздражительность.

— Является ли жесткое ограничение доступа к компьютеру эффективным?

Нет, не является. Важно найти ту замену, которая позволит ребенку занять его время и получать похвалу за достижения, успехи, где будет повышаться его самооценка, как вариант – активный спорт или творчество, или все вместе.

— Как далеко может заходить такой недуг?

— Дети могут становиться агрессивными, избегать реальности, обманывать родителей – перестают посещать школу, общаться со сверстниками. Также это может повлиять на здоровье, и даже привести к ограниченной умственной способности.

— Когда самому игроку или его близким стоит насторожиться? Какие признаки говорят о том, что игра из способа провести досуг превратилась в зависимость?

— Если мы опять же про детей, то тут ответственность взрослых за то, как выстраиваются отношения с детьми. Можно договориться о том, сколько и когда можно играть ребенку в игры. Если лудомания – то тут это про родных и про самого человека, каждый сам должен осознавать происходящее и работать вместе над отношениями и искать выходы из ситуации.

— Женщины меньше, чем мужчины, увлекаются видеоиграми? Почему так происходит?

— В разных странах по-разному. Например, в Индии женщины больше играют, а мужчины зависимы от социальных сетей. В Германии мужчины играют и «залипают» в соцсетях одинаково. Но ключевое — это разность гендера и в природе нашей эволюции. Женщины – занимаются семьей и проявляют заботу, а мужчины добывают «мясо». Поэтому игромании больше подвержены мужчины, так как система игры в основном добыть/заработать/получить больше. И не стоит убирать из внимания, что гейм-дизайнеры считают своей целевой аудиторией MMORPG мужчин.

— Сегодня дети начинают играть в компьютерные игры с дошкольного возраста. Дети сильнее, чем взрослые, подвержены формированию компьютерной зависимости?

— Увы, это так. Так как дети имеют больше свободного времени и легкий доступ к играм, да и родители занимают своих детей гаджетами, когда надо решить какие-то вопросы и бытовые задачи, а это так удобно и легко дать планшет, в котором миллион игр. У меня есть племянница, с которой мы много проводим времени и когда она росла, то мы вместе делали бытовые вопросы, даже сложные, просто превращая это в игру. И ребенок помогал, пусть медленнее, где-то ошибаясь, но зато без компьютерных игр, и при этом знакомясь с ответственностью и домашними делами.

— Все же имеет ли смысл вводить лимиты пользования гаджетами для детей?

— Да, важно договариваться с ребенком и в каких ситуациях вы готовы выделить время, и в каких вы не готовы. Важно еще объяснять это ребенку. К примеру, 15 минут в день играть можно, если выполнены уроки, вы играли вместе с ребенком или гуляли, были подвижные игры со сверстниками, есть увлечения, вместе читали книги, вместе готовили. В случае, если ребенок требует больше, важно понимать почему и какая цель стоит за этим, разговаривайте с ребенком и тут вы сможете понять, почему ребенок стремится уйти из реальности.

— Что можно посоветовать людям, чтобы интернет, компьютерные игры приносили им пользу, а не вред? И какие правила нужно соблюдать родителям в связи с появлением интернет-реальности?

— Важно помнить зачем вы это делаете, и что это вам принесет, как долго вы можете уделять времени или давать время ребенку играть в игры, и как это повлияет на атмосферу в семье. Согласиться с ребенком, чтобы он играл легко, а разбираться с последствиями зависимости гораздо дольше и болезненнее.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить