Фото: Личный архив Ирины Науменко

Ирина Науменко — пример того, как человек в сознательном возрасте по зову сердца окунается в то, считает жизненным призванием. Ирина поменяла профессию, а вместе с ней и свою жизнь, о чем нисколько не пожалела. Художник обучает людей живописи, помогает с помощью творчества отдохнуть, отвлечься, выразить эмоции и решить внутренние проблемы. О пути из менеджера в художники Ирина рассказала в интервью ИА SM.News.

Расскажите, как вы начали заниматься живописью? Где учились этому?

Я рисовала с детства. Закончила художественную школу, и у меня были планы получать дальнейшее творческое образование, связанное с рисованием, но обстоятельства так сложились, что я закончила экономический факультет по специальности «менеджмент» и стала работать по профессии.

Возврат к творчеству у меня произошел в 30 лет, когда я познакомилась с правополушарным рисованием, и у меня сразу получилось. Я начала преподавать и стала расти сама как художник. Я всегда шучу, что училась и учила одновременно. Училась, в том числе, по урокам других художников и прошла объемный курс обучения по скетрчингу (технике быстрого рисунка).

Вы обучаете живописи людей без опыта. Расскажите, возможно ли научиться хорошо писать картины людям, которые этим никогда не занимались? Как проходит обучение?

Я считаю, что рисовать может каждый, и научиться хорошо это делать тоже могут все, для этого не обязательно получать высшее художественное образование. Создавать гениальные картины — это уже талант, а просто научиться красиво передавать объекты, природу и портреты – это наработанный навык. Есть правило десяти тысяч часов.

Да, я обучаю людей без опыта рисования. Сейчас уже меньше, но до этого я проводила статистику – новичков было примерно 40%. Сейчас больше тех, кто уже занимался у меня раньше.

Я за то, чтобы люди получали удовольствие от рисования, и поэтому я настраиваю их на то, чтобы расслабиться и отдохнуть, а для кого-то прокачать новые нейронные связи.

Я смотрю на рисование еще с точки зрения арт-терапии, даже на своих мастер-классах. Поскольку у меня есть этот навык, я его применяю бессознательно.

Мы начинаем всегда с рисунка, делаем небольшой набросок, потом идет следующий этап — это подмалевок: заполняем холст подходящими красками. Дальше идет детализация. Здесь видно различие – новичок это или опытный художник. Обычно новичку достаточно остановиться на третьем этапе. Если это опытный художник, то у него будет несколько слоев детализации, то есть последний этап будет несколько раз повторяться, у новичка будет меньше деталей, у опытного художника — больше. От этого будет зависеть качество работы.

Каким техникам вы обучаете?

Я обучаю нескольким техникам. Самая любимая и распространенная, за которой ко мне приходят — это рисование маслом, его любят больше всего. На втором месте я бы выделила интерьерные картины акрилом с поталью. Сочетание акрила и потали позволяет создавать достаточно эффектные картины, при этом не слишком сложные в выполнении. Обычно они получаются очень яркие и эмоциональные.

Есть у меня еще техника. Я люблю рисовать кофе, но, если честно, это больше не для обучения, а для себя. В прошлом году у меня была персональная выставка с кофейными работами.

Еще одна техника — тоже для себя, но я провожу по ней и мастер-классы, — это рисование скетчевых работ на черной бумаге. Там в основном изображено движение воды, например, брызги. Обычно там изображено стекло, вода и какой-то объект в ней, например, ягодку бросили в бокал, либо яблоко в воду. Мне нравится, как на черной бумаге отражаются брызги воды. Сейчас у меня тоже проходит персональная выставка в этой технике.

Личный фотоархив Ирины Науменко

Расскажите, что такое арт-терапия? Что исцеляют с ее помощью? Вы ведете работу совместно с психологами?

Если просто и кратко — это исцеление творчеством. Я занимаюсь арт-терапией именно в контексте рисования. Арт-терапия работает с подсознанием, это очень мягкий способ работы с собой. Я работаю как совместно с психологами, так и самостоятельно.

Арт-терапия хороша как диагностика и как разгрузка. Вообще любое рисование уже можно считать, арт-терапией, просто она бывает осознанной, а бывает неосознанной.

Допустим, я устала, пришла порисовать, и это уже арт-терапия, просто я не осознаю этого. Или, например, я раздражена, беру краски, чтобы выплеснуть негатив — это уже осознанная арт-терапия. Если я еще подключу к этому специалиста, и он мне что-то подсветит, подскажет, обратить мое внимание, то я получу из этого еще больше. Одна я, скорее всего, просто выплесну свои негативные эмоции на бумагу, арт-терапевт еще поможет мне их трансформировать и возможно, определить причину, а может быть, понять, что стоит изменить в своей жизни, чтобы не испытывать такой негатив.

Когда мы рисуем, мы используем цвета, символы, какие-то объекты, по которым можно провести диагностику. Например, одна девушка у меня рисовала дерево, и вроде бы все хорошо: цвета, формы, но по всему рисунку была рамка, это говорит, что человек сам себе поставил ограничение. Причем мы показывали ей эту рамку, но она ее не видела до определенного момента.

Сейчас я работаю с двумя девушками: с одной проходит больше отдых, а со второй — более глубокая работа.

Чему еще вы обучаете на мастер-классах, помимо живописи?

Я не могу сказать, что мои мастер-классы направлены на обучение. Основная цель – это отдых, наполненность, разгрузка, на арт-терапии – избавление от негативных эмоций, переживаний. Свои мастер-классы я ориентирую, прежде всего, на то, чтобы отвлечься от рутинной работы, быта, жизненных проблем, переключить фокус внимания.

Кроме того, с помощью рисования можно прокачать новые навыки. Например, ко мне приходил мужчина – аналитик, для него творчество было выходом из зоны комфорта. Он сам сказал, что на занятиях для него произошел разрыв шаблона, это был абсолютно другой новый мир.

Но, если мы начинаем делать что-то новое, например, сегодня рисуем яблоко, завтра – грушу, послезавтра — виноград, то в результате постепенно запоминаем технику рисования, результат становится лучше. Если человек будет ко мне ходить, рисовать, не ставя при этом цель научиться, а просто отдохнуть, написать себе новую картину, поболтать с творческими людьми, у него в любом случае улучшится техника рисования, и спустя какое-то время он скажет: «Ура, я научился рисовать!».

Расскажите, пожалуйста, об интересных случаях в вашей работе. Возможно, кто-то из учеников сменил профессию после того, как научился писать картины или преодолел какие-то жизненные и внутренние проблемы, обрел новый смысл?

Вообще это моя история. Я сменила профессию, была менеджером логистом, а потом стала рисовать и преподавать одновременно. После того, как я родила первого сына, у меня был выбор: дальше развиваться как самостоятельный преподаватель по рисованию или уйти обратно в найм, я выбрала первое и ни капли об этом не пожалела.

Я наблюдаю за теми, кто рисует, и вижу результаты. У нас есть художница, которая очень хорошо рисует, у нее потрясающие, яркие и эмоциональные, очень реалистичные картины, при этом смелые, оригинальные задумки и сюжеты.

Еще одна интересная история. Это было в 2019 году. Наша студия была участником фестиваля «Небо и Земля», где проходили мастер- классы. К нам пришла женщина пенсионного возраста Наталья, она тогда не рисовала. Она пришла к нам на один мастер-класс, ей очень понравилось, она пришла второй раз. Очень много она рисовала самостоятельно и в студию приходила не так часто, поэтому не могу сказать, что она — наша ученица, но мы открыли ей глаза на рисование, она это признает и благодарит нас. Два года подряд Наталья принимала участие в нашей выставке картин.

Вообще, я знаю достаточно много историй, когда у человека возникает желание научиться рисовать, и он это применяет в своей жизни, постепенно навык развивается. Но не у всех есть смелость сделать это своей профессией. Из моих учеников тех, кто выбрал рисование своей профессией — не так много. Но есть много историй, когда люди хорошо развили навык рисования.

Еще у меня была девушка, с которой мы занимались в направлении арт-терапии. У нее были определенные жизненные сложности, мы с ней рисовали. Спустя полгода, разница была очень заметная. Но у человека было большое желание измениться, она сама говорила об этом. Это пример того, как при помощи арт-терапии, силы своих желаний и дополнительной информации человек смог очень сильно изменить свою жизнь к лучшему.